«Лучшей модели нет. Существуют модели, пригодные для конкретных целей. Поэтому необходимо разрабатывать модели для каждого конкретного случая» Т. Конти
Самооценка по критериям качества в Кубанском государственном технологическом университете составляет значимую часть ежегодных программ «Качество». За период 2003 – 2006 г.г. в КубГТУ было проведено пять самооценок (включая экспресс-самооценки по моделям ЛЭТИ и МИСиС). Применялись различные методы: метод участия в конкурсе с составлением отчета в 75 страниц, разновидности матричного метода, и, наконец, проформа в сочетании с открытым вопросником.
В таблице 1 приведены формы и методы самооценки, применяемые в целевых программах «Качество»
Наименование программы |
Мероприятие программы |
Средство реализации |
Число участников/срок реализации |
Инновационная программа «Качество» на 2004/2005 учебный год |
Участие в конкурсе администрации Краснодарского края в области качества |
Модель премии Правительства РФ в области качества, метод участия в конкурсе |
16 / 1,5 месяца |
Целевая программа «Качество» на 2005/2006 учебный год |
Оценка соответствия модели ЛЭТИ |
Модель внутривузовской системы менеджмента качества высшего профессионального образования ЛЭТИ, матричный метод |
11 / 1 неделя |
Оценка соответствия модели МИСиС |
Модель совершенствования МИСиС, матричный метод |
11 / 1 день |
Участие в конкурсе Минобрнауки России в области качества |
Модель Минобрнауки России в области качества, метод участия в конкурсе, включающий открытый вопросник и диагональный принцип формирования команд |
44 / 3 месяца |
Целевая программа «Качество» на 2006/2007 учебный год |
Оценка соответствия модели EFQM «Признанное совершенство» |
Модель EFQM «Признанное совершенство», проформа и открытый вопросник. Диагональный принцип формирования команд, делегирование полномочий лидерам команд |
35 / 2 месяца |
В разделе программы, посвященном самооценке, детализируются все ее этапы в соответствии с Рекомендациями ВНИИС. Первая самооценка выявила многие критические моменты, связанные с недостаточно проработанной методикой самооценки, что привело к ситуации, когда формирование отчета свелось к сбору информации по различным направлениям деятельности вдоль всей модели, из которых руководитель самооценки отбирал и агрегировал из них наиболее результативные по всем составляющим и областям. Вычленение из этой информации наиболее значимой для вуза, подпадающей под элементы логики и влияющей на ключевые результаты, является непростой задачей не только для эксперта, оценивающего отчет, но и для самого вуза. Среди проблемных зон проведения самооценки можно отметить: проблемы взаимодействия, связанные с различной подчиненностью сотрудников, неодинаковая степень участия сотрудников, связанная с их занятостью, а в некоторых случаях, нежеланием описывать свою работу, непонимание частью руководителей сути самооценки, ее терминологии и содержания критериев и, что в итоге сказалось на сроках и качестве. Проектный подход к самооценкам по моделям Минобрнауки России и EFQM показал заинтересованность персонала в улучшениях, стремлении улучшить саму работу, а не ее показатели...
|